19 февраля
2010
Источник:
Крайний Север
Автор: Иван Омрувье
На заседании правления некоммерческой организации «Фонд социального развития «Купол» в конце 2009 года было принято решение о финансировании социально значимых проектов, получивших одобрение членов конкурсной комиссии.
В числе пяти проектов документальный фильм «Бегущие за оленем», представленный ООО «Высокие широты» (г. Москва). Подробнее об этом проекте корреспонденту КС рассказывает исполнительный директор НКО «Фонд социального развития «Купол» Людмила Данилова.
В основе – этнокультурное наследие
– Все пять проектов получили высокую оценку не только со стороны членов конкурсной комиссии, но и приглашенных экспертов и специалистов в этих областях, – говорит Людмила Леонидовна. – По замыслу автора проекта и кинорежиссера Алексея Вахрушева, фильм должен стать если не культовым, то, по крайней мере, нужным в пропаганде и сохранении традиций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, включая методы традиционного природопользования. Проект направлен на популяризацию и повышение уровня знаний об истории и культуре, чукотском оленеводстве, а также на сохранение этнокультурного наследия коренных народов Крайнего Северо-Востока России.
О тех, чье призвание – не миф
– Людмила Леонидовна, на ваш взгляд, что натолкнуло режиссера снять документальный фильм об оленеводах Чукотки?
– Во время просмотра многочисленных фильмов последних лет о культуре оленеводов саами, современных ненцах Кольского полуострова, эвенах Южной Якутии у Алексея Юрьевича возник вопрос: «Почему в этой мировой панораме нет ни одного фильма об оленеводах Чукотского полуострова – о тех, кто год за годом семьями кочует по бескрайней тундре, пестуя свои стада, спасая их от гололеда, болезней и хищников; о тех, чье призвание – оленеводство не миф, не «фитюлька» для галочки, а полнокровная система и образ жизни, принятый от далеких предков? Между тем в семейных бригадах порой объединены представители четырех поколений – от стариков до подростков. Это важно для воспитания, для передачи опыта и знаний на зримом ежечасном примере, из рук в руки.
Кто они, чаучу?
– На какие вопросы автору фильма предстоит получить ответы в ходе съемочного процесса?
– Алексей Вахрушев намеревается получить много ответов, в том числе, как он пишет, на такие вопросы: «Из чего складывается повседневное существование чаучу – оленных людей? Что позволяет им долгие месяцы находиться на краю человеческой ойкумены? Почему неразрывна нить, связывающая представителей разных поколений оленеводов? Откуда она тянется, из каких глубин? Что представляют собой опыт и традиционные знания, хранителем которых является старейший из героев? Как он передает молодым основы жизни в тундре, работы в стаде, навыки сохранения и преумножения оленьего поголовья, силу человеческого духа, принципы многолетнего существования людей в небольшом коллективе посреди бескрайних северных просторов? Основные духовные ценности оленеводов – какие они? Какова роль каждого человека в оленеводческой бригаде: женщин, стариков, молодых мужчин?».
В том числе о мифологии чукчей
– Наверное, фильм расскажет еще о чем-то, не менее интересном, привлекательном, может быть, даже экзотическом?
– Да. Как говорит Алексей Юрьевич, он будет включать сюжеты о значимых элементах и явления духовной и материальной культуры, об абсолютно конкретных навыках оленеводов. Это – способы управления оленьим стадом, изготовление нарт и обучение ездовых оленей. Это – постройка и устройство яранги, быт тундровых жителей. Это – окарауливание стада, отел, перекочевка и пр. Кроме того, фильм расскажет о домашнем олене как об источнике пищи и материала, куда входят: разделка туши, приготовление блюд традиционной кухни, технология обработки шкур, пошив одежды. Фильм покажет традиционные сезонные праздники, обряды чукчей-оленеводов, песенное-танцевальное искусство, а также поведает о мифологии и бытовых сказках жителей тундры.
Куда олень – туда и кочевник
– Кочевник связан с оленем: куда олень – туда и человек. И это тоже, разумеется, увидит зритель?
– Жизнь оленеводов неразрывно связана с окружающей их природой, землей. Они хорошо знают ее особенности. Иначе, люди не могли бы столь успешно трудиться и жить в тундре на протяжении многих и многих лет, сохранять и увеличивать поголовье своих стад. Многое в их кочевой жизни, в частности, витиеватость маршрутов кочевок, объясняется необходимостью сохранения пастбищ. У каждого хозяйства, у каждой бригады это свои территории и пути. В фильме Алексей Вахрушев и его команда будут следовать по этим древним маршрутам и постараются узнать не только причины, по которым они пролагаются в определенных местах, но и о семейных историях и легендах, которые наверняка связаны с той или иной географической точкой или путем.
Каждый из них – синоптик
Помимо этого, как считает Алексей Юрьевич, съемки двух сезонов – весны и осени – позволят рассказать и о знании оленеводами климатических особенностей, примет, способов и методов предсказаний погоды. Эта важная тема, во многом определяющая жизнь наших героев, объясняющая мотивы их поведения и действий, обязательно будет присутствовать в фильме в виде зримой демонстрации примет и способов предсказаний, за которыми обязательно последуют подтверждения прогнозов.
Действие фильма и рассказ о семье оленеводов закончится наступлением долгой чукотской зимы, в которой нашим героям предстоит в очередной раз выстоять, сохранить поголовье оленей, теплые отношения и крепкие связи в своих маленьких человеческих коллективах перед лицом белого безмолвия.
Увидеть жизнь такой, какая она есть
– Каков стиль фильма? Говорит ли об этом режиссер?
– Да, и очень подробно. Алексей Вахрушев пишет: «Для проведения съемочных работ избран метод долговременного наблюдения как наиболее органичная форма полноценной фиксации реальности и раскрытия человеческих характеров. Это не отрывочные реплики и красивые картинки, объединенные клиповым монтажом, а жизнь как она есть. Автор не навязывает зрителю свою точку зрения, а дает возможность самой реальности говорить за себя.
Наблюдение предполагает максимально возможное включение съемочной группы в жизнь героев, а это требует времени (неделей здесь не обойдешься!). Поэтому для проведения съемок избраны продолжительные календарные периоды, в течение которых в жизни оленеводов происходят ключевые события.
Очевидно, что фильм будет зрелищным: красота, уникальность и могущество природы Крайнего Северо-Востока, в которой течет жизнь оленеводов, будут зафиксированы и преподнесены зрителю во всей полноте. А использование одного из наиболее совершенных на сегодняшний день форматов цифровой записи изображения и звука, оригинальной музыки наравне с использованием национальных мелодий оленеводов, вероятное включение в монтаж компьютерной графики позволят сделать абсолютно современный продукт, востребованный широкой зрительской аудиторией».
– А кто по сценарию, герои в «Бегущих за оленем»?
– Герои – члены семьи Ынкынаймыных, в которой сложилась уникальная ситуация совместного проживания представителей четырех поколений. Самому старшему уже около 80-ти, самый младший – ребенок.
– Где будет сниматься фильм?
– В Анадырском районе, на территории МУП СХП имени Первого Ревкома Чукотки (с. Усть-Белая). Предположительно, уже через год с небольшим зритель сможет оценить новое творение режиссера Алексея Вахрушева, у которого на счету уже несколько интересных фильмов о Чукотке и ее людях.
– Спасибо, Людмила Леонидовна, за подробный рассказ о проекте «Бегущие за оленем».
Справка КС
Алексей Вахрушев родился в г. Анадыре. Закончил режиссерский факультет Института кинематографии им. С7А7 Герасимова. Научный сотрудник Института этнографии и антропологии РАН. Член Союза кинематографистов и Гильдии режиссеров России. Его избранная фильмография: «Полет чайки против ветра», «Время таяния снегов», «Птицы Наукана», «Остров», «Чукотские сказки», «Летопись моржового клыка», «Охотники студеных берегов», «Фабрика чудес», «Добро пожаловать в Энурмино», «Повелители луча». Имеет награды: приз «За лучший дебют» I Международного кинофестиваля «Человек и море» (1994 г.), приз французского посольства в Эстонии XI Международного фестиваля визуальной антропологии (1997 г.), приз «За режиссуру» XIX Black Maria Film and Video Festival (2000 г.) и многие другие.
Между тем
В начале февраля журнал National Geographic поддержал проект. Алексей Вахрушев и его команда выдержали второй конкурс уже в мировом масштабе.
– Грант выражается в скромной сумме (впрочем, вполне достаточной для аренды качественной техники) и, главное, в заинтересованности NG в нашей теме и ее раскрытии. Теперь фильм, если он сложится, может быть показан (как минимум), на площадках Лос-Анджелеса и Вашингтона, то есть начал выходить за рамки региона. Вот так! – говорит исполнительный директор НКО «Фонд социального развития «Купол» Людмила Данилова.